30.03.2009 00:00
Новости.
Просмотров всего: 3074; сегодня: 1.

Новые законопроекты по стандартизации и аккредитации препятствуют успешному развитию бизнеса

По мнению экспертов НИСИПП, принятие отдельного закона, регулирующего вопросы стандартизации, является нецелесообразным. А действующая система обязательной сертификации создает дополнительные барьеры для осуществления предпринимательской деятельности и международной торговли. Что касается законодательного обеспечения аккредитации, по результатам концептуального разбора новых инициатив предлагается вернуться к законопроекту «Об аккредитации в Российской Федерации в области оценки соответствия», разработанного, публично обсужденного и согласованного еще в 2004 году.

Как полагают эксперты, национальная система стандартизации в ее настоящем виде не только не содействует достижению поставленных перед ней стратегических целей, но и является очевидным тормозом для промышленного роста и развития экономики в целом.

- Мы полностью разделяем идею необходимости совершенствования правовой основы для решения задач, обеспечивающих эффективное применение инструментов стандартизации. Но новый Закон «О стандартизации» не только не нужен, но и вреден, - уверен Сергей Мигин, заместитель генерального директора НИСИПП. - Если исключить из законопроекта положения, направленные на возвращение обязательности стандартов, которые фактически перечеркивают реформу технического регулирования, то остальная часть документа полностью теряет смысл. Дело в том, что другие нормы законопроекта либо не относятся к предмету законодательного регулирования, либо содержат дублирование, либо являются пустыми декларациями. Поэтому вопрос состоит не в кардинальной переработке и доработке положений законопроекта, а в необходимости отказа от такого варианта решения проблем в области стандартизации.

При обсуждении законопроекта за скобки общественной дискуссии выносится то, что по своей природе стандарт – это, в первую очередь, стимул, а не директива; что существующие экономические основы стандартизации подрывают конкурентоспособность обязательных стандартов; что добровольные стандарты являются принципиально более мощным стимулом для модернизации промышленности, создания и внедрения инноваций. Проблема не решается созданием в каждом ведомстве структурного подразделения, отвечающего за стандартизацию – инновационные решения от этого не появятся, а темпы актуализации и качество стандартов не повысится. И главное, зачем тратить деньги, особенно в период кризиса, на то, что бизнес сделает самостоятельно, более ответственно и качественно. Стоит лишь устранить административные препятствия и создать необходимые предпосылки. Роль государства в создании и обеспечении функционирования системы стандартизации должна возрасти, но на иных экономических и функционально-структурных основаниях. «Только в таком случае система стандартов станет эффективным инструментом повышения конкурентоспособности российских предприятий и экономики в целом», - убежден Сергей Мигин.

Реформирование системы стандартизации тесно увязывается с трансформацией форм и схем оценки соответствия установленным требованиям. Сегодня, подчеркивает эксперт, принятие либо актуализация национальных стандартов во многих случаях на практике становится достаточным основанием для распространения обязательной сертификации на все новые и новые товарные группы.

Следует напомнить, что распространение обязательной сертификации в России вступило в активную фазу в 1992 году с принятием Закона «О защите прав потребителей». При этом обязательная сертификация рассматривалась в качестве временной защитной меры, предотвращающей появление на рынке низкокачественной продукции в период перехода к рыночным отношениям.

С развитием рыночных институтов появились основания говорить об избыточности и неэффективности инструмента обязательной сертификации и его чрезмерной обременительности для бизнеса. В связи с этим на повестку дня встал вопрос о необходимости замены обязательной сертификации декларированием соответствия в отношении большей части продукции.

По словам Сергея Мигина, декларирование является более действенной формой оценки соответствия с точки зрения минимизации затрат субъектов предпринимательской деятельности, связанных с вхождением на рынок, и обеспечения ответственности за нарушение установленных требований. А действующая система обязательной сертификации создает дополнительные неэффективные административные, организационные, экономические и технические барьеры в предпринимательской деятельности и международной торговле.

Ключевой процедурой определения требований, предъявляемых к самим органам по сертификации, является аккредитация. В этой сфере накопилось не меньшее количество неразрешенных противоречий. Как отмечают эксперты, до сих пор так и не завершено формирование единой системы аккредитации, основывающейся на четких и прозрачных правилах. Неоднородность правовых норм, отсутствие единых принципов и критериев, несоответствие действующих правил требованиям международных организаций, совмещение полномочий и конфликт интересов, ограничение конкуренции – вот основные характеристики и следствия сложившегося порядка аккредитации.

Советом по Аккредитации при Комитете РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия подготовлен проект Федерального закона «Об аккредитации в области оценки соответствия». Но экспертов НИСИПП настораживает то, что в ходе публичной дискуссии недостаточно освещаются его недостатки и возможные негативные последствия принятия предлагаемой разработчиками конструкции.

Большую часть документа – примерно две трети общего объема – занимает вторая глава, посвященная национальному органу аккредитации, который определяется как некоммерческая организация, исполняющая государственные полномочия и определяющаяся при этом по итогам открытого конкурса на оказание услуг по аккредитации. Из чего можно заключить, что речь идет об аутсорсинге оказания государственных услуг. При этом, зная современное состояние дел в области аккредитации и учитывая предлагаемую законопроектом модель национальной системы, можно с высокой степенью вероятности предположить, что в таком открытом конкурсе примет участие один участник.

В тексте законопроекта довольно много дословных и перефразированных заимствований из Федерального закона «О саморегулируемых организациях», - говорит С. Мигин. - То есть фактически, речь идет о введении механизма саморегулирования деятельности в сфере аккредитации, но почему-то вещи упорно не называются своими именами. Непонятно, зачем и с каким умыслом разработчики переписывают действующий закон вместо того, чтобы дать на него ссылку, и как они надеются пройти правовую экспертизу?

Эксперт полагает, что социально-экономические последствия подвергнутых разбору предложений прямо противоположны заявленным в концепции. Их реализация будет иметь выраженные антиконкурентные последствия, создаст неравные условия доступа к деятельности по оценке соответствия и дополнительные административные барьеры, снизит внутреннюю и внешнюю конкурентоспособность российских производителей. Все это прямо противоречит целям реформы технического регулирования и идет вразрез с мероприятиями, осуществляемыми в рамках административной реформы, - сказал Сергей Мигин.

С аналитическим докладом Сергея Мигина «Хромое законотворчество и рентоориентированное правоприменение в сфере стандартизации, сертификации и аккредитации» можно ознакомиться на сайте www.nisse.ru в разделе «Исследования и аналитика» Национального института системных исследований проблем предпринимательства.


Ньюсмейкер: НИСИПП — 73 публикации
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...