07.10.2015 12:16
Новости.
Просмотров всего: 3158; сегодня: 1.

У людей появилось больше свободного времени

В России на сегодня действует около 1900 многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг. Многие уже не представляют, как можно обойтись без этих центров, в которых практически без очередей и по предъявлению одного паспорта можно решить большинство жизненных проблем – от получения загранпаспорта до субсидии на оплату услуг ЖКХ.

Десятилетиями граждане Советского Союза, а потом и России, мучились от собирания по любому поводу огромного числа справок, для чего приходилось обходить не одну контору и тратить кучу времени, сил и нервов. Сейчас молодые люди уже не поймут тысячи написанных когда-то фельетонов и гневных публикаций о волоките и самодурстве столоначальников в разных конторах. Все в этой сфере начало меняться с появлением федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», где впервые были сформулированы положения о переводе госуслуг в электронный вид. В 2008 году началась активная работа по переводу госуслуг в электронный вид. В 2009 заработал Единый портал госуслуг.

Дальнейшее развитие административной реформы тормозили устаревшее законодательство и ведомственные инструкции. Основу для развития электронных услуг и внедрения принципа «одного окна» составили важнейшие для административной реформы документы: закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», «Концепция снижения административных барьеров и повышения качества государственных услуг на 2011—2013 годы», закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым установлен запрет для государственных служащих требовать от получателей государственных и муниципальных услуг документы, уже имеющиеся в распоряжении органов власти.

С момента вступления последнего закона в силу уже направлено около 3 трлн межведомственных запросов – столько раз гражданам не пришлось тратить время на очереди за справками в госучреждениях!

С 1 июля 2012 года межведомственный режим был распространен на региональный и муниципальный уровень. Именно на региональном уровне предоставляются самые массовые услуги, количество заявителей по некоторым из которых превышает 5 млн. человек. Это такие услуги, как пособие по уходу за ребенком, получение субсидий на оплату ЖКУ, пособие на оплату общественного транспорта и другие.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» были установлены предельно жесткие показатели для исполнительной власти:

- к 2014 году до 15 минут сократить время ожидания в очереди при обращении заявителя в орган государственной власти или орган местного самоуправления для получения государственных или муниципальных услуг;

- к 2015 году не менее 90% должна быть доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных услуг,

- к 2018 году не менее 70% граждан должны получать государственные и муниципальные услуги в электронной форме и не менее 90% должен составлять уровень удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг.

О выполнении этих показателей могут судить сами граждане – из СМИ и Интернета за некоторым исключением практически исчезли жалобы на бюрократическую волокиту и длинные очереди.

Режим «одного окна» для получения государственных услуг стал одной из наиболее удобных форм общения с государством для населения страны. Он реализуется в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг – МФЦ. Заявитель в этом случае общается не непосредственно с государственным служащим, а с операционистом, который принимает документы и при необходимости оказывает консультации по получению государственных услуг. Принцип «одного окна» предусматривает предоставление государственной или муниципальной услуги сразу – достаточно одного обращения.

Важнейшая функция МФЦ – организация межведомственного взаимодействия. МФЦ запрашивает через Единую систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) все необходимые для заявителя данные в электронном виде, избавив гражданина от необходимости ходить за разными справками в разные учреждения. В ближайшей перспективе возможность получения услуг по принципу «одного окна» будет реализована во всех муниципальных районах и городских округах, а также в сельских поселениях и удаленных населенных пунктах.

Работа по переводу государственных услуг в электронный вид потребовала устранения правовых и технологических барьеров. Из законодательства было исключено требование обязательного «бумажного» документооборота, для чего в 2010-2011 годах были внесены изменения в более чем 100 федеральных законов, а также принято множество подзаконных актов. Минкомсвязь России создало инфраструктуру обмена данными между ведомствами и организовало скоординированную работу органов власти всех уровней по переходу на электронные услуги.

Одновременно с системой МФЦ развивался Единый портал госуслуг. Возможность заказать услугу федерального уровня уже вовсю используется гражданами: количество заказанных федеральных услуг выросло с 12,9 млн (2013 год) до 16,8 млн (2014 год). Теперь очередь за услугами регионального и муниципального уровня. В прошлом году был отмечен взрывной рост востребованности таких услуг через портал: за 2014 год количество заказанных региональных услуг возросло со 160 тысяч до 339 тысяч, муниципальных услуг – с 53 тысяч до 394 тысяч.

Из федеральных услуг одной из самым популярных стало получение информации о состоянии личного лицевого счета в ПФР. За год за этой услугой обращается около 1,2 млн человек. Через личный кабинет на портале ПФР люди могут узнать не только состояние своего счета, но и оценить размер будущей пенсии, воспользовавшись электронным калькулятором. Предпринимателям и юридическим лицам резко облегчил жизнь переход на электронную отчетность. Практически исчезли когда-то часовые очереди в кабинеты сотрудников Фонда, ведь теперь даже обратиться за назначением пенсии можно через Интернет, можно изменить порядок ее получения, сменить НПФ или управляющую компанию.

В рейтинге ООН по развитию электронного правительства Россия сейчас занимает 27 место среди всех стран, а из стран, население которых превышает 100 миллионов человек, находится на третьем после США и Японии. Достижение к 2018 году 90-процентной удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в соответствии с указом президента вполне реально.


Ньюсмейкер: Информационно-аналитический центр Российский пенсионер — 6 публикаций
Поделиться:

Интересно:

Деньги маслом не испортишь
27.12.2024 17:50 Аналитика
Деньги маслом не испортишь
Люди по-разному относятся к деньгам. Для одних это лишь средство к существованию, для других — вопрос личного статуса, для третьих — путь к роскошной жизни. Едва ли не половина мировой литературы посвящена этическим, практическим и символическим аспектам финансового...
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
27.12.2024 12:59 Персоны
Среди крестьян я чувствовала себя настоящим человеком
Невероятная судьба царской сестры Великой княгини Ольги Александровны Романовой (1882–1960). В сказках Золушки становятся принцессами, а в реальной жизни бывает так, что настоящая принцесса становится Золушкой: сама стирает, стряпает обед и копает грядки. Такая метаморфоза произошла с Ольгой...
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
27.12.2024 10:10 Персоны
Самарский купец, промышленник, благотворитель Антон Шихобалов
Шихобалов Антон Николаевич (1827–1908) – видный самарский благотворитель, купец первой гильдии, коммерции советник, пожертвовал около 1,5 млн руб. Шихобалов происходил из крестьянской семьи, из села Наченалы Ардатовского уезда (сейчас территория Мордовии). Его отец занимался земледелием и...
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27.12.2024 09:03 Аналитика
Как Василий Маргелов с двумя автоматчиками и броневиком город взял
27 декабря 1908 года в городе Екатеринославе (современный Днепр) родился Василий Филиппович Маргелов – будущий советский военачальник, генерал армии, Герой Советского Союза. В историю он вошел как один из самых результативных командующих Воздушно-десантными войсками, который превратил их в элиту...
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
27.12.2024 06:29 Мероприятия
«Будь Здоров» оценили проекты студентов ГУУ
В декабре в бизнес-центре Государственного университета управления прошел Демо-день акселерационной программы «Технологии здоровой жизни 2.0», в рамках которого участники представили свои проекты, в числе которых – мобильные устройства для мониторинга здоровья, портативные биоанализаторы и другие...