Подать заявление на получение квалифицированной электронной подписи (КЭП) в Удостоверяющем центре ФНС России юридические лица и индивидуальные предприниматели могут через Личный кабинет налогоплательщика юридического лица и Личный кабинет индивидуального предпринимателя на сайте Федеральной налоговой службы. Соответствующая функция доступна пользователям непосредственно на стартовой странице сервиса.
Квалифицированную электронную подпись в налоговом органе получает лично руководитель компании, предприниматель или нотариус, выдача её по доверенности не предусмотрена. Спланировать визит удобно, воспользовавшись электронным сервисом «Онлайн-запись на приём в инспекцию» на сайте ФНС России.
При посещении налогового органа при себе необходимо иметь паспорт, СНИЛС и носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК или ФСБ России и соответствующий формату USB Тип-А. На обычную USB-флешку КЭП не записывается.
Напомним, что с 1 июля 2021 года Удостоверяющий центр ФНС России выдаёт бесплатные квалифицированные электронные подписи:
- организациям (в лице руководителя). При этом госорганы, органы местного самоуправления и подведомственные им организации получают КЭП в Федеральном казначействе, а кредитные организации – в Центральном банке Российской Федерации;
- индивидуальным предпринимателям, за исключением осуществляющих деятельность в качестве профессиональных участников рынка ценных бумаг;
- нотариусам.
Выдачу КЭП осуществляют налоговые органы по экстерриториальному принципу, независимо от места нахождения организации (места жительства предпринимателя). В г. Архангельске данную услугу оказывает ИФНС России по г. Архангельску (ул. Логинова, 29). Количество выданных инспекцией квалифицированных электронных подписей к началу декабря 2021 года превысило 1 300.
Важно знать, что в соответствии с Федеральным законом «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная КЭП, признаётся документом, равнозначным документу на бумажном носителе, и применяется в любых правоотношениях в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, наличие КЭП позволяет вести электронный документооборот с государственными органами, в том числе с налоговыми инспекциями, и пользоваться всеми его преимуществами.
Так, владельцу КЭП доступно не только представление налоговой отчётности бесконтактным способом, но и дополнительная информационная поддержка. Он может в любой момент проверить наличие задолженности, пеней и штрафов, убедиться в зачислении налоговых платежей в бюджет.